Зачем казаки носили серьгу в ухе
Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец. Чаще всего казачьи серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра. Причина, почему казаки носили серьгу в левом или в правом ухе, кроется в их положении в семье. Так, казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери. А серьга в правом ухе казака символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.
Бывали случаи, что и донские, и запорожские казаки носили по серьге в каждом ухе. Такие вояки были единственными детьми в своей семье. Все остальные в общине относились к ним с особым уважением. В боях таких казаков старались защищать и беречь от опасностей. Происходило это из-за того, что казаки уважали родителей и считали, что потеря единственного ребёнка для них будет страшной трагедией.
В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь юнцы, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили неженатые, сироты или младшие сыновья, — словом, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Этих казаков посылали на самые опасные задания.
Было и другое значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга может уберечь от разных болезней, в том числе и от венерических. Кроме того, если казачий отряд останавливался возле незнакомого водоёма, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Делали они это для того, чтобы серебро обеззаразило воду.
Помогало ношение серёг и во время обучения. Зная, в каком ухе у него висит серьга, казаку было проще выполнять команды «направо» и «налево». Облегчало это и работу командира. Он, видя, на каком ухе у подчинённого серьга, понимал, единственный он ребёнок или нет и стоит ли отправить его в тыл, чтобы сберечь.
Еще:
- Как появились скоморохи на Руси и почему их решили уничтожить
- Русская тёща глазами иностранцев: как угодить второй маме?
- За что советские женщины ненавидели первую леди СССР
- Как шулеры становятся элитой криминального мира
- Почему и как в СССР переучивали детей-левшей
Зачем некоторые древние казаки были обязаны носить серьги в ушах?
Что сразу бросается в глаза в более знакомом нам образе казаков, так это их прически, усы, головные уборы и одежда, которая очень похожа на одежду жителей Северного Кавказа, во многом потому, что это одежда профессиональных воюющих наездников, живущих в теплом климате. Однако, ранняя одежда казаков сильно отличалась от того, что носили более поздние представители их этноса и их одежда была более славянской, и состояла из широких брюк, пестрых рубах, кафтанов и сапог, а на их головах красовалась причёска чуб-оселедец, в то время как в ушах торчали серебряные серьги.
Кстати о серьгах…
Наша сегодняшняя статья посвящена не моде, а давней тюркской традиции связанной с ношением серёжек у мужчин. По давней тюркской традиции, казаки-мужчины должны были носить серьги исключительно как военный атрибут. Обычно серьгу выплавляли из настоящего серебра с дизайном герба определенного казачьего войска. Например, ypaльские казачьи войска носили серьги в форме осетровых рыб. На некоторых серьгах были изображены различные животные, полумесяцы или гербы с государственной символикой.
Так на что именно указывали серьги в ушах у казаков?
Когда казак носил серьгу в ушах, то этим он показывал окружающим командирам о своем семейном положении. Поскольку вся жизнь казаков с раннего детства была связана с войной, то и привычные им ювелирные украшения были не украшениями, а военными атрибутами или оберегами.
- Если молодой казак носил сережку в левом ухе, то это означало, что он был единственным сыном у одинокой матери. Однако, у него могли быть сёстры.
- Если казак носил серьгу в правом ухе, то окружающие сразу знали, то этот человек являлся единственным наследником по отцовской линии и у него нет близких родственников.
- Если казак носил серьги сразу в двух ушах, то он являлся последним в своём роду и по традиции его нельзя было отправлять на какие-либо cмepтельные задания во время военных действий.
Такой способ оповещения окружающих с давних тюркских традиций без лишних слов помогал командирам по возможности заботиться о молодых парнях у которых нет наследников или семьи, способной продлить его родословную. Единственного сына и кормильца семьи командиры старались никогда не отправлять в первых рядах во время сражений, а по возможности давали ему наиболее безопасные задания. Конечно это не было официальным правилом, а лишь давней казачьей традицией, нарушение которой сурово порицалось общественностью.
Но это не значит, что жизнь казаков с серьгами в ушах была наиболее простой и безопасной, военная история знает многих доблестных казаков, которые даже оставаясь последними сыновьями или наследниками отправлялись на войну и доблестно отдавали свою жизнь.
По некоторым данным, казачья серебряная серьга также могла служить не только, чтобы показательно указывать на своё семейное положение, но при этом быть оберегом и использоваться для очистки грязной воды. В военном походе, когда нужно было получить питье из непроверенного источника, казаки верили, что опустив серебряную серьгу на несколько минут в кружку с водой, тем самым они дезинфицировали жидкость и получали жизненно необходимую чистую воду.
Так или иначе, но казачьи традиции связанные с ношением сережек, как и у давних пиратов (о которых мы уже давно писали статью) были связаны ни с модным заявлением, а с необходимостью.
Виды казачьих серег
Чаще всего серьга у мужчины-казака была выполнена в виде полумесяца. Она выплавлялась из серебра, а золото казаки предпочитали носить в кошельках. Размер серьги и ее внешний вид особого значения не имели, в основном оценивалось ее наличие или отсутствие. Дизайн серьги мог быть простым или изображающим животных, входящих в состав герба казачьего войска. Например, Уральские казачьи войска ходили под гербом, изображающим осетра. Некоторые серьги изображали волков или гербовых орлов с символикой государства. Например, после русско-турецкой войны можно было встретить серьги выполненные в виде змея, подпираемого крестом.
По некоторым данным, серебряная казачья серьга в ухе использовалась казаком для очистки воды. В походе, когда необходимо было набрать питье из непроверенного источника, казак на несколько минут опускал в емкость с водой свою сережку, чтобы обеззаразить жидкость.
Для чего казаки носили чуб на голове
Чуб, или оселедец, — это мужская причёска с выбритой головой и оставленной длинной прядью волос на макушке. Носить его могли только те казаки, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью. Молодые же, только-только вступившие в казачью общину, носить чуб на голове не могли. Юнцов коротко стригли, как правило, «под горшок». Со временем, когда молодые казаки проходили разные этапы своего обучения, их волосы всё укорачивали и укорачивали, пока на голове не оставалась лысина.
Казак Мамай
Чуб запорожского казака был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере и чтит её. Все казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души. Но вместе с тем они считали, что казачий чуб поможет им выбраться из ада. Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб сможет вытащить сам Господь и спасти от адских мук.
Чуб казаку нужен был и для того, чтобы отпугивать нечистую силу. Вояки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистых. Считалось, что они садятся именно на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки.
Потеря чуба была позором для казака. Зачастую атаман мог лишить казака оселедца за какую-то провинность или преступление. Во время войн враги намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют и свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.
Женские казачьи наряды и украшения
Женщины казачества тоже носили украшения, но, что касается женских казачьих серег, они носились просто как украшение. Большее значение имели кольца, которые мужчины-казаки не носили. Но они не имели такого значения, как мужские казачьи серьги.
Одежда женщин казачества была пышной и отличалась восточной роскошью. Они носили богато расшитые платья, напоминающие татарские камзолы, украшенные пуговицами из драгоценных металлов. Женщины казаков не стеснялись украшать себя жемчугом, вышивая им узоры.
Отдельной деталью одежды был пояс, носившийся чуть выше талии. Часто он был самой дорогой деталью наряда и состоял из серебряных и золотых нитей.
Кто такие казаки?
Само слово «казак» произошло от тюркского kozacy и переводится как «свободный человек». Первоначально (приблизительно в XV веке) термин относился к полунезависимым татарским группам, сформировавшимся в Приднепровье, современной территории Укpaины. Этот термин также применялся к крестьянам, боярам и различным группам людей, бежавшим от несправедливости или крепостного права в Польше, Литве и Руси в районы Днепра и Дона, где они основывали свободные самоуправляющиеся военные общины и жили в степях по своим собственным порядкам и законам.
Что касается национальности, то правильно будет сказать, что казаки не принадлежали ни к какой единой или определенной национальности. Например, большинство Донских казаков имели смешанное происхождение, частично русское, частично татарское, украинское, а также там было достаточно много выходцев из южных стран, поэтому современные учёные и историки обычно не определяют казаков к какой-то единой национальности. Большинство ключевых групп казаков были преимущественно русскими православными и старообрядцами. Их христианская вера определяла их больше, чем их национальность или место проживания.
Даже проживая на территории Руси, а затем и Российской Империи, казаков от регулярной российской армии отделяло то, что в мирные периоды казачьи войска легко распадались, и отдельные казаки возвращались к своему вольному образу жизни, торговле и просто свободной жизни в степях. Они были свободны от крепостного права, а также от налога на капитал, торговли, от найма и других налогов, но были строго обязаны явиться призванными на войну вооруженными и верхом на лошади по первому требованию царя, а затем и императора.
Казаки всегда были готовы противостоять внезапному нападению кочевых племен, поэтому российское правительство так долго терпело их свободу и даже платило им царское жалование за охрану границ. Такие договорные отношения были выгодны обеим сторонам, казаки должны были быть защитниками границ и идти на войну по приказу, при этом получая за это деньги, а в ответ могли жить по своим собственным законам и укладу в мирное время.
Обряд инициации
Византийский писатель и историк X века Лев Диакон, описывая пришедшего на переговоры к византийскому императору Иоанну Цимисхию русского князя Святослава Игоревича, отмечал, что «…В одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным…»
Современные историки указывают, что до XII века многие славянские и азиатские князья и ханы прокалывали себе одно ухо и такая серьга на Руси называлась «одинец». Порой она украшалась изображениями тотемных животных, несла на себе некоторые фамильные знаки или являлась простым полукольцом, но ее дужка всегда была выполнена в форме иголки и именно ею прокалывали ухо. Но кто это делал и зачем?
У потомственного донского казака, офицера русской и белой армий, участника Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн и поэта, Николая Туроверова, есть стихотворение «Серьга казака». Оно начинается так:
«Был мальчиком. И тетка, старуха, Казачьей гордясь стариной, Проколола мне левое ухо Тьмутараканской серьгой, Рассказав о серьге Святослава, Про Саркелы — хазарскую быль — Что лежит по-над Доном направо, Где теперь лишь полынь да ковыль. »
Казачья серьга
Казачья серьга
Многие, кто увлекается приборным поиском, находили различные серьги, целые и поломанные. Так серьги раньше на Руси носили не только девушки, но и мужчины. Конечно не такие мужчины, что носят серьги сейчас. Хотелось бы рассказать вам о казачьих серьгах.
Рассмотрим для начала, самого обладателя серьги, что же такой казак
Казак – это человек, представитель казачества, имеющий военно-служивое положение. Само казачество появилось на окраинах Русского и Польского государства. Один из самых известных казачьих атаманов был Ермак Тимофеевич.
Ермак Тимофеевич
Посвящение в Казаки:
Младенческая инициация (посвящение) обычно описывается следующим образом: «Обряд этот, существующий ныне, состоит в том, что, дождавшись появления у сына первого зуба, отец, надев на него шашку, сажает его верхом на своего оседланного коня и в этот момент в первый раз подрезает ему чуб». Затем возвращает его матери со словами: «Вот тебе казак!». Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-нибудь на зубок. Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, дед дарил шашку или ружье.
Этим обрядом мальчика посвящали в казаки, признавали его принадлежность к сообщности вольных сынов Тихого Дона: «Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. Сын, внук и правнук служилого казака, он ребенком – уже был казаком.
Казачье движение в России имела долгую и насыщенную историю. Этот субэтнос на территории нашего государства появился благодаря вхождению в состав Российской империи Запорожской Сечи, основанной в середине XVI века.
Екатерина Вторая распустила Сечь в XVIII веке из-за «политической ненадежности». Часть запорожцев ушла в Турцию, а наиболее патриотичные полки были расселены на южных рубежах нашей Родины. Так возникли кубанские и терские казаки. Казачье движение набирало силу, появлялись различные войска, охранявшие границы нашей страны и осваивавшие новые территории.
казачья серьга
Просуществовав несколько веков в начале 20 века, после Великой Октябрьской революции, казачьи полки были расформированы по причине поддержки белого движения. Тем не менее, по приказу И.В.Сталина во время Великой Отечественной Войны были созданы казачьи отряды, которые с честью участвовали в боевых действиях на стороне Красной Армии.
Изначально первые упоминания о ношении мужчинами сережек относиться к Древнему Риму и Египту. Серьгу там носили лишь рабы, для определения человека из общей массы населения. Позднее серьга стала полноценным мужским атрибутом у: разбойников, пиратов, моряков и казаков.
Казачья серьга – это отрубит не украшения или хвастовства. Казачья серьга была своеобразной меткой у казаков. По серьге в ухе могли определить казака. Казачья серьга имела такой же отличительный знак, как татуировка, сделанная в местах не столь отдаленных.
Если казак носил серьгу в левой ухе – это означало, что он один сын у матери.
Если казак носил серьгу в правом ухе — последний мужчина в роду.
Если казак носил сережки в обоих ушах – единственный ребенок в семье.
Соответственно казаков носивших серьги старались по возможности беречь. Старались сохранить война, чтобы он выжил и пришел домой целым и невредимым. Не кому не хотелось терять единственного сына, да и к тому же последнего мужчину в роду.
казачья серьга
Казачью серьгу изготавливали из серебра. Бытует мнение, что ношение серьги носило так же и практических характер. Ношение в ухе серебряной сережки оберегало от гепатита. Так же говорят, что казаки очищали воду из незнакомого источника, положив в кружку на некоторое время свою серебряную серьгу.
Казачья серьга изготавливалась из серебра, имела форму полумесяца. В некоторых случаях была украшена резьбой.
Конечно, найти казачьи серьги в нашем Поветлужьи не реально, что наверно, кто занимается приборным поиском на Украине и на Дону, то такие находки наверно имели место быть.
Рубрики: Интересные факты