Основы сюжета, заслуги и спорность «Леона»
Жан Рено играет персонажа по имени Леон, который научился подавлять свои эмоции, чтобы они не мешали его работе киллера. В его уединенный мир, который он делит лишь со своим цветком, врывается девочка Матильда. Обратившись к нему за помощью, она тем самым дарит жизнь человеку, который привык их отбирать. Вместе с ней Леон учится нормально жить, даже несмотря на то, что объединяющие их обстоятельства далеки от нормальных. Их отношения выражаются одновременно в образах отца и дочери, наставника и ученицы и двух изгоев. Между ними возникает дружба — настолько близкая, что при просмотре вы можете поймать себя на опасении о том, что она пересечет границу уместности (и даже если вы уже видели его с десяток раз, вы с облегчением вздохнете, когда поймете, что этого не произойдет). Не менее яркую игру демонстрирует Гари Олдман в роли нетривиального антагониста, запомнившегося поклонникам фильма своей необъяснимой злобой и безумием.
В свое время «Леон» получил «Чешского льва» за лучший иностранный фильм в Чехии, а также номинировался в семи категориях премии «Сезар». Его художником по костюмам была Магали Гвидаси, также известная по своим работам в фильмах «Армагеддон», «Тревожный вызов» и сериалу «Волшебники».
«Как только я прочла сценарий, я поняла, что это будет сложно», — говорит Гвидаси в недавнем интервью для Highsnobiety. Однако живое наследие и высокие оценки критиков и зрителей (в IMDb «Леон» получил рейтинг в 8.50 баллов) говорят о том, что оно того стоило.
Своим статусом культовой классики картина о хрупкости подросткового возраста, желании любить и силе отцовского инстинкта обязана многогранности своих персонажей: 45-летнего Леона и 12-летней Матильды
Уже в 1993 году Гвидаси понимала, что работа над проектом требует осторожного подхода: «Мы вводили в сюжет очень юного персонажа, который должен был пройти через столь серьезное развитие, и внезапно на мои плечи легла ответственность сделать это правильно»
Увидев запись с прослушивания Натали Портман, и Гвидаси, и Бессон поняли, что «Леону» нужна именно она — несмотря на то, что ранее ее кандидатуру отклонили из-за слишком юного возраста. Перед Гвидаси встала задача воплотить в жизнь образ, соответствующий проникновенной игре актрисы.
Впервые мы видим Матильду в чокере, белом кардигане и детских леггинсах
Важную роль в формировании персонажа Матильды сыграли родители Портман. По требованию ее матери героиня бросила курить, а также из сценария убрали часть, в которой Леон натыкается на обнаженную Матильду в душе. Несмотря на то, что фильм хорошо приняли в Европе, он определенно вызывал спорные впечатления. Из-за определенных совпадений с личной жизнью режиссера (Бессон познакомился со своей будущей женой, Майвенн Ле Беско, когда ей было 11, а ему 32), просмотр некоторых сцен может вызывать беспокойство. В США часть сценария и вовсе посчитали слишком провокационной и неуместной и удалили из фильма полностью
Однако при работе над проектом вся команда старалась действовать осторожно
Стиль персонажей фильма «Леон»
«Она ведь была маленькой девочкой», — отмечает Гвидаси, вспоминая Натали Портман. — «Я очень бережно к этому относилась. Мне пришлось вспомнить себя в 12 лет, живущей на юге Франции: Что я носила? Какое у меня было ко всему отношение?»
Говоря о создании стиля Матильды, художник по костюмам объясняет, что часто начинает с ног. Взяв за основу образа пару потертых кожаных ботинок, Гвидаси добавила к ним несколько определяющих вещей, которые помогли спрятать уязвимого, бездомного ребенка, коим Матильда на самом деле является, за оболочкой стильной и уверенной в себе девушки. Так она обзавелась носками с напуском, короткими мини-шортами и юбкой на завышенной талии.
Прямое каре было позаимствовано из стиля танцовщицы и актрисы немого кино Луизы Брукс. А дерзкие чокеры помогли наглядно усилить эффект от желания Матильды стать «чистильщиком» — как Леон. Чокер вообще имеет большое значение во внешнем виде героини: вместе с ним любой образ (даже детские леггинсы с мультяшным рисунком) наполняется атмосферой дерзости и опасности. Без него, показывая Леону пародии на знаменитостей, она выглядит наивно и невинно. Но отправляясь на встречу с мафиозо Тони или стреляя с крыши дома, она никогда не показывается без своего смелого талисмана.
В более душевные моменты Матильда сменяет свои смелые кроп-топы на простую белую жилетку, клетчатую рубашку или майку и хлопковые шорты, напоминающие о том, что она всего лишь ребенок, нуждающийся в помощи и опеке. Еще один важный элемент стиля — это белый кардиган, чье появление в кадре пунктиром проходит по всей истории до самого конца. Вероятнее всего, он символизирует детство героини, уходящее вместе с исчезновением надежды и потерей Леона — ближе к концу мы видим, что от него остались одни лохмотья.
Дома Матильда одевается просто — белая майка и шорты
Гвидаси отмечает, что, работая в коротком промежутке до того, как девочка начинает восприниматься как девушка, хотела защитить красоту этого времени, не впадая в вульгарность. Определенную сложность также накладывало отсутствие похожих кинематографических примеров. Возможно, снимайся «Леон» сейчас, его можно было бы сравнить с «Тебя никогда здесь не было» или «Логаном» — но в те времена подборка референсов выглядела довольно скудно: «Была “Лолита” — в чью сторону мы явно не направлялись — и “Таксист”. И на этом всё. Нужно было найти способ поддержать историю Люка, не переходя черту», — вспоминает Гвидаси.
Другие члены команды тоже понимали деликатность ситуации и делали всё возможное, чтобы избавить повествование от «хищного» подтекста. Например, Жан Рено решил сделать из Леона эмоционально подавленного и немного медленно соображающего человека, чтобы зрители понимали, что у него нет корыстных целей и сексуального влечения к Матильде.
«Униформа» Леона состоит из длинного пальто, круглых очков и шапочки
В картине Леон решает показать свою привязанность к девочке, купив ей кружевное платье, дополненное бутоном на груди. Пудрово-розовый наряд с овальным вырезом и длинными рукавами становится самым женственным предметом в гардеробе Матильды. Неудивительно, что она надевает его лишь на короткий (но важный) промежуток времени.
Сам Леон на протяжении всего фильма не вылезает из минималистичного костюма: длинное черное пальто поверх белой майки и прямых брюк. Каждый день он одевается в одно и то же, превратив одежду в свою рабочую униформу
Выделяющимися деталями его стиля становятся лишь круглые солнечные очки и вязаная шапочка — и именно на них обращает внимание Матильда, по мере развития отношений с наставником вводя аксессуары в свой стиль. Леона это удивляет — когда девочка впервые достает красную шапку, он спрашивает: «Это зачем?» На что Матильда невозмутимо отвечает: «Нельзя позволять себе простудиться»
Матильда повторяет за стилем Леона
Несмотря на то, что фильм снимался в 90-х, Гвидаси удалось зацепиться за тренды, которые вернутся в моду в последующие десятилетия: за это время мы уже успели стать свидетелями воскрешения леггинсов, тяжелых ботинок, бомберов, круглых очков и кроп-топов.
Влияние «Леона» чувствуется во многих боевиках, вышедших после него, но никому из них еще не удавалось столь же мастерски воспроизвести взаимодополняющую атмосферу ужаса и азарта, драмы и обыденности. Этот фильм является отличным воспоминанием о стиле 90-х, в последние десятилетия столь часто появляющемся в моде — вот только здесь он воплощен в образе юной, но необычайно смышленой Портман.