«крестный отец» — цитаты

Как мафия пыталась помешать съемкам “крестного отца”

Как появился фильм?

Сама история появления этой картины довольно кинематографична и тоже обросла легендами, говорят, италоамериканец Марио Пьюзо – не самый удачливый на тот момент писатель и азартный игрок написал этот роман, чтобы погасить свои карточные долги. Его сага о семействе Корлеоне, выдуманная им, как он признавался позднее, только ради гонорара, так понравилась читателям, что книга тут же стала бестселлером и ее экранизировали.

На киноадаптацию уговорили другого италоамериканца Фрэнсиса Форда Копполу, довольно молодого и не особо успешного на тот момент режиссера. Рассказывают, что незадолго до этого предложения от Paramount Pictures он выпустил мелодраму «Люди дождя» и в итоге оказался должен продюсерам (они с Джорджем Лукасом даже подумывали закрывать совместную студию). На «Крестном отце» Коппола хотел заработать. И заработал — не только денег, но и статус классика.

Считается, что именно «Крестный отец» — один из тех фильмов, которые смогли вернуть зрителей  70-х опять в кинотеатры, продюсеры уже думали, что ТВ переманило их навсегда. И, похоже, Коппола начал ту самую эру блокбастеров и кассовых режиссеров, которым доверяют многомилионные бюджеты. С него и началась мода на гангстерское кино – годом позднее свой первый фильм о мафии выпустил Мартин Скорсезе, воспевший этот жанр до невообразимых высот.

Кадр из фильма, Kinopoisk.ru

Чем так дорог «Крестный отец» для зрителей?

Хотя большинство киноманов знают эту картину и ее продолжения наизусть, в нашей рецензии мы все же будем напоминать некоторые эпизоды. Фильм начинается с того, что владелец похоронного агентства, у которого негодяи покалечили дочь и не понесли за это наказания, приходит на прием к «крестному отцу» — Дону Корлеоне (Марлон Брандо). Пришедший просит наказать обидчиков дочери и говорит, что вся надежда на «крестного отца», ведь в американском суде, в который он свято верил, справедливости он не добился. Причем, происходит это все в день свадьбы дочери самого Корлеоне. Прочтя просящему небольшую лекцию о взаимном уважении, Вито Корлеоне соглашается помочь бедняге, и говорит, что взамен однажды он может попросить об услуге, а пока пусть тот принимает справедливость как подарок.  За счет приобретения таких связей, которые не купишь за деньги, герой Брандо пытается сделать этот враждебный мир, в который он приехал голодным, нищим сицилийским ребенком, у которого нет ни одного живого близкого родственника, своим домом. Неслучайно одним из его первых дел в криминальном мире  (это во второй части, где молодого Вито Корлеоне играет Де Ниро) становится кража ковра, символа дома, которого у него пока нет, но обязательно будет. В семье, которую «крестный отец» так бережно строит, оберегает и защищает, он пытается найти свою точку опоры, ту благословенную райскую Сицилию, которую когда-то потерял.

Кадр из фильма, Kinopoisk.ru

Почему история семьи Корлеоне так трогает?

Образ Вито Корлеоне получился в некотором смысле архетипическим — это мудрый старец, глава клана, правитель огромной империи, которая вынуждена находиться в тени власть держащих, он из тех, с кем дружбу не афишируют, но также один из тех, без кого некоторые вещи не способны решиться. Неслучайно во всех трех фильмах много говорят об уважении. Недостаток простого человеческого уважения, дискриминация — вот от чего страдают герои этого фильма, и в лице Дона Корлеоне они видят того, кто представляет их интересы, пусть он пока всемогущ по большому счету только в подпольном мире.

Когда сын Майкл, которым он очень гордился, становится преступником, отец сокрушен: «Я так хотел, чтобы ты не занимался этим, чтобы ты стал одним из тех, кто не пляшет под чужую дудку, а сам заказывает музыку. Мечтал, чтобы ты стал сенатором — ведь как звучит: сенатор Корлеоне!». Майкл обещает отцу, а затем и своей будущей жене, что скоро весь их бизнес будет легальным, а их теневая армия законопослушной. Так оно и случится, но через много лет, когда Майкл Корлеоне будет иметь связи не только с политиками, бизнесменами, но даже с Ватиканом, откроет благотворительные фонды и будет курировать законный бизнес.  Только вот прошлое его не намерено отпускать и грехи его настолько тяжкие, что индульгенцию не купить даже за миллионы долларов.

В «Крестном отце» зрители слышат и видят нещадную критику капитализма и лицемерного мира власть имущих, в которой финансы — это оружие, а политика — это курок, который спускают в нужный момент. Сенатор там может быть откровенным расистом, ксенофобом и взяточником, конечно, пока он сам не становится должником мафии. Те, кто у руля — будь то полицейский босс, который охраняет главу конкурирующей мафиозной группы, представитель высшего духовенства,  с которым мафия ведет торги, влиятельный судья или большой политик — те же преступники только рангом повыше. Такая точка зрения подкупает массового зрителя, который всю свою жизнь сталкивается с несправедливостью.

Религиозный посыл

Коппола выстроил фильм так виртуозно и так элегантно вписал криминальный мир в религиозный, что зритель видит в гангстерах семьи Корлеоне воинов тьмы, благословенных на это самими небесами. Первое убийство, совершенное Вито Корлеоне — он убивает зажравшегося старого Дона и сам себя нарекает им, происходит во время религиозного праздника, а крещение Майкла Корлеоне в качестве Дона происходит на фоне крещения его племянника — пока убивают всех влиятельных бандитов в городе, он находится в церкви и миролюбиво наблюдает за тем, как малыша официально нарекают христианином. «Отрекаешься ли ты, Майкл, от Сатаны?» — спрашивает его священнослужитель. «Отрекаюсь», — отвечает он, а на самом деле зритель видит, что все как раз наоборот, он только что подписал контракт с темными силами.

Что должны сделать крестные перед таинством крещения

Будущие крестные вместе с родителями младенца договариваются о месте и времени крещения. Перед таинством нужно будет пройти огласительную беседу, или «собеседование» в том храме, где будет совершаться крещение. Таких бесед может быть несколько. На них излагают основы православной веры, которые необходимо знать каждому христианину.

Кто именно будет покупать крестильный набор, нательный крестик и икону – не имеет принципиальной разницы. Если крестные хотят сделать подарок крестнику, они могут взять часть расходов на себя.

Некоторые состоятельные люди заказывают мерную икону – это икона, написанная на заказ, на доске, соответствующей росту младенца при рождении. На ней изображается святой, имя которого дано ребенку.

Чаще покупают икону в церковной лавке: для мальчика – Спасителя, для девочки – Божией Матери. Икону можно выбрать любую, исходя из ваших желаний, вкусов и средств. Но следует учитывать, что эта икона будет с крестником всю жизнь. В старину было принято именно этой иконой благословлять выросшее чадо на брак. Вступая в семейную жизнь, жених и невеста приносили с собой каждый свою икону, и они образовывали так называемую «венчальную пару» икон. Исходя из этого, лучше покупать не самую маленькую иконку (на которой едва можно разглядеть изображение), а несколько больше размером (обычно выбирают приблизительно габарита книги) и в окладе. Но, повторяю, каких-либо жестких правил тут нет, и если вы очень скованы в средствах, дорогая икона вовсе не является самоцелью.

Выбирая крестик для ребенка, не стоит покупать самый крошечный. Он кажется очень подходящим к такому малышу, но ведь малыш вырастет, и крошечный крест, особенно на мужчине, будет смотреться уже совсем иначе. Лучше купить крест среднего размера.

Крестильный комплект, как правило, можно купить в церковной лавке при храме. В него входит пеленка с вышитым крестом, сорочка и косынка для девочки.

Таинство крещения. Фото с сайта фотографа Надежды Смирновой http://www.fotosmirnova.com/kreschenie

Фрэнк Синатра

Фрэнк Синатра, позирующим с группой известных мафиози в 1978 году, ненавидел свою связь с мафией

Помимо хулиганов, превративших подготовку в кошмар, команда “Крестного отца” разозлила могущественного члена голливудской семьи: Фрэнка Синатру. Певец был против проекта с самого начала. Он якобы угрожал сломать ноги Марио Пьюзо в 1970 году. Из-за сверхъестественного сходства, которое он имел с беспомощным певцом мафии Джонни Фонтейном.

Но могла быть и другая причина его активной поддержки закрытия производства. В Фонтейне определенно есть элементы Синатры. Но Синатра также был непрестанно одержим карьерой. Он знал, что Дон Вито Корлеоне – великолепная роль. Поэтому он встретил Копполу до начала съемок и предложил: “Я сыграю для тебя Дона Вито. Я никогда не буду делать это для тех парней из Paramount. Так что давайте выкупим права и сами снимем фильм.”

Коппола по какой-то причине отверг это предложение чем ​​только усилил ненависть Синатры к Крестному отцу.

Легенда гласит, что Синатра успешно уговорил итало-американского певца Вика Дамона отказаться от роли Джонни Фонтейна. Роль, которую в конечном итоге сыграл не менее щеголеватый Эл Мартино. С которым так же пробовали провернуть тот же трюк.

И пока знаменитости запугивали актеров, профсоюзы, контролируемые мафией, отказывались разрешать съемки. А сотрудники Paramount жили в страхе, нужно было что-то делать.

Родные превыше всего

Пожалуй, своим грандиозным успехом «Крестный отец» обязан, в первую очередь, Семье и отношениям внутри нее. Благодаря этому пласту очередная гангстерская история превратилась в высочайшую драму, грандиозную семейную трагедию, в которой предательства получаются самыми горькими, потери невосполнимыми, а битвы — до последнего живого мужчины в роду.

Причем, семья — это одновременно самое сильное и самое слабое место всех Корлеоне. К примеру, эмоциональный Санни — старший сын Вито Корлеоне, попадает под обстрел и погибает, когда едет спасать свою сестру от побоев мужа. А младший — Майкл, соглашается перейти на темную сторону и превратиться из красивого героя, ветерана войны, морского пехотинца, аккуратиста и отличника в безжалостного мафиози только из-за отца. Сначала некому, кроме него, его спасти, а затем некому возглавить клан и стать новым Доном. Ради семьи Майкл забывает о своих принципах и мечтах и строит свою преступную империю, для благополучия которой он убьет всех, кто встал на пути.

Драматизм во всей этой истории, конечно, зашкаливает. Сценаристы — это сам Коппола и автор книги Марио Пьюзо, написали такие драматичные эпизоды, которые не могут не задевать: это и  убийство любимой дочери Корлеоне в третьей части, над которой рыдали даже сдержанные мужчины, и расстрелы врагов на похоронах во второй, причем, мафия не жалеет там даже детей, и предательство родного брата и его убийство, и много того, что дарит зрителям яркие эмоции.

Обязанности крестных во время крещения

Крестные родители должны знать наизусть Символ Веры , в котором заключены все главные истины Православия. Его нужно будет прочитать во время таинства крещения:

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Во время совершения таинства крестные родители держат младенца на руках (если ребенок беспокоится и плачет, допускается его держать родной матери, в этом нет нарушения). Наиболее важен момент, когда крестный принимает крестника от купели из рук священника. Поэтому крестные иначе называются восприемниками. Принимать мальчика от купели должен крестный отец, девочку – крестная мать.

Таинство крещения. Фото с сайта фотографа Екатерины Орловой http://lovaphotos.com/krestiny

Нежелательное внимание к мафии

Джозеф Коломбо, дон мафиозной семьи Коломбо; Альберт Анастазия, босс семьи Гамбино

В начале 70-х Лига гражданских прав приложила все усилия, чтобы Paramount Pictures отложила “Крестного отца”. Устав, якобы, от того, что итальянцев изображают злобными головорезами, Лига организовала митинги по всему Нью-Йорку. Собрав полмиллиона долларов на остановку производства.

Однако Лига была не такой благородной, как казалось. Организация была основана в 1970 Джозефом Коломбо. Лидером одной из печально известных пяти семей в Нью-Йорке, клана Коломбо.

И когда он услышал о гангстерской эпопее Paramount, Дон решил, что никто и никогда не будет смотреть этот фильм. Возможно, его беспокоили стереотипы. Или, возможно, он не хотел всего нежелательного внимания, которое привлек бы фильм.

Однако, когда протесты и телеинтервью не дали результата, Коломбо пошел на обострение. Хотя никто не был задушен и никто не просыпался с лошадиными головами в своих кроватях, все определенно стало напряженным.

Гангстеры начали преследовать продюсера Эла Радди, а затем сделали еще один шаг, разбив все окна в его спортивной машине. Они даже оставили ему записку, предупредив, чтобы он остановил съемки фильма. Или, ну, случилось бы что-то очень плохое.

Главе Paramount Роберту Эвансу звонили с угрозами и сказали ему убраться из города. Иначе кто-нибудь разобьет ему лицо и причинит вред его ребенку. Профсоюзы, контролируемые мафией, не разрешали Копполе снимать в определенных районах. И кто-то украл дорогостоящее кинооборудование прямо из-под носа у режиссера. Офисы кинокомпании даже пришлось эвакуировать после того, как кто-то позвонил и сообщил о заложенной бомбе… дважды.

Культовые образы

Копполу не раз обвиняли в романтизации преступности, ведь, посмотрев на таких бандитов, молодым людям действительно есть чем соблазниться. Гангстеры там не просто головорезы, у которых руки по локоть в крови, а люди со своими принципами и даже строгой моралью. Прагматичный и дальновидный Вито Корлеоне в лице Марлона Брандо; бесстрашный, чрезвычайно жестокий, но при этом довольно справедливый, умный, а по тому очень опасный Майкл Корлеоне (Аль Пачино); рассудительный, спокойный и преданный Том Хейген, приемный сын семьи Корлеоне (Роберт Дюваль) — все это образцовые мужские персонажи. Говорят, что во время съемок съемочная группа была под контролем реальных мафиози. Те были озабочены своим имиджем и даже прочли сценарий, чтобы ничего порочащего в картине не было (а многочисленные убийства, это конечно, же для них не порок). Увидев, что они там даже приличнее и благороднее, чем на самом деле, они успокоились и перестали запугивать команду. Им даже не пришлось подкладывать режиссеру в постель отрезанную голову лошади (как в фильме). Правда,  то, что в картине ни разу не произносится слово «мафия» тоже говорят их заслуга. Они не разрешили.

Кадр из фильма, Kinopoisk.ru

Красивая Италия, итальянцы и их потрясающая культура

В «Крестном отце» мы во всей красе видим пышную итальянскую культуру, которая внесла значительный вклад в мировой культурный процесс и в развитие Америки тоже. Мы наблюдаем их традиции, обряды, которые сопровождают человека от рождения до смерти, со всеми промежуточными этапами вроде крещения, причастия и свадьбы. Плюс их еда, музыка, песни, даже старинные поговорки, которые ловко обыграли создатели — они спрятали их в зашифрованные приветы мафии. Авторы использовали все, включая даже сказки и легенды. К примеру, перед сценами, где должно произойти кровопролитие, непременно фигурируют апельсины — по одному из старинных итальянских поверий, апельсины сулят несчастья. Однако на деле же все было куда прозаичнее — оператору картины Гордону Уиллису не хватало ярких акцентов в кадре, и он просил добавить туда что-то, что его оживит.

Интересно, что Сицилия выглядит в кадре всегда солнечной, яркой, этаким кусочком рая на Земле, а Америка довольно мрачным местом, в котором нужно не жить, а выживать. В картине много массовых сцен, и благодаря этому эпическими выглядит даже прогулки по оживленной улице, не зря первого «Крестного отца» снимали аж 4 месяца.

О технических достоинствах картины, о киноживописи, которая создана лишь при помощи тени и света, и превратившую кинокадры в полотна больших художников, о гениальной режиссуре Копполы, сумевшего сделать каждую минуту фильма интересной (а все они довольно длинные к примеру, вторая часть длится аж 3.5 часа) мы даже писать не будем.

«Крестный отец» — это шедевр на века. И смотреть его будут еще 50 лет, как минимум.

Невероятные актерские работы

На этапе подготовки продюсеры сомневались в кастинге и пытались надавить на Копполу — мол, Брандо слишком молод для этой роли (как известно, его потом старили гримеры), а Аль Пачино, по их мнению, вообще не подходил.

«Ну что за гангстер ростом в 1.65?», «И когда он, наконец, начнет играть, а не молча смотреть в кадр?», спрашивали они.

На деле же роль Майкла Корлеоне вышла у Аль Пачино канонической. Он каким-то странным образом не получил ни один «Оскар» ни за один из трех «Крестных отцов» — его наградили статуэткой позднее, за его «Запах женщины», но роль Дона Корлеоне в его исполнении грандиозна, это образец актерской игры.

Большую часть экранного времени герой Аль Пачино сдержан, лаконичен, говорит негромко и держится уравновешенно, но его боишься до чертиков, ведь знаешь, почему он не предлагает ничего дважды. В глазах его персонажа можно прочесть все: и гнев, и тихую ярость, и боль, и любовь, и нежность, и чувство вины. Волю эмоциям он даст здесь лишь дважды и особенно впечатляющей получилась его знаменитая сцена потери дочери в третьей части, о которой мы упоминали, он так безутешно рыдает, что рыдаешь вместе с ним, у него такой обезумевший от горя взгляд, что не у каждого актера получится такое сыграть. Майкл Корлеоне в исполнении Аль Пачино получился сложным, суровым человеком, который не умеет прощать и отпускать, и, возможно, даже любить, но он никогда не отступит от своего. Интересно, что в отличие от Аль Пачино, таланты и Брандо, и Де Ниро были оценены по достоинству академиками — у обоих есть «Оскары» за свои роли.

Грань между вымыслом и реальностью

В конце концов Paramount решил созвать встречу с гангстерами. На встрече Эл Радди обсудил с Коломбо, что делать с “Крестным отцом”. Удивительно, но у Коломбо было только одно требование. Съемки могли бы продолжиться, если бы из сценария было вычеркнуто слово “мафия”. Несмотря на то, что в сценарии было только одно использование слова “мафия”.

После встречи Коломбо внезапно загорелась идеей фильма о бандитах. Гангстеры регулярно появлялись на съемках, чтобы навестить актеров и съемочную группу. Или просто поболтать с Марлоном Брандо.

Коломбо даже использовал свое влияние, чтобы выбрать главного героя. В детстве Джанни Руссо, сыгравший роль Карло Рицци, работал на Фрэнка Костелло. И он был одним из парней, которые помогли урегулировать небольшой спор между Paramount и мафией.

Марио Пьюзо и Фрэнсис Форд Коппола; Коппола и Марлон Брандо на съемках

Эта любовь между мафией и создателями “Крестного отца”, возможно, стерла грань между вымыслом и реальностью. Но в середине съемок она была полностью стерта. 28 июня 1971 года, в нескольких улицах от того места, где Коппола снимал кульминационные сцены фильма, Джо Коломбо был застрелен киллером. Который, по общему мнению, работал на конкурирующего гангстера Джо Галло. Он привлекал слишком много внимания к образу жизни мафии.

Марио Пьюзо придумал термин “Крестный отец” для романа, его не существовало. Но эффект книги и фильма был настолько значимым, что реальные мафиози начали подражать тому, что они видели на экране.

Целование руки в знак уважения, обращение к “Крестному отцу” определенной семьи и так далее. Есть записи ФБР, на которых мафиози цитируют Дона Корлеоне. Такова была сила этого фильма.

Это был последний поворот в истории, которым гордился бы сам Коппола. Его сага о мафии пережила угрозы смертью, срывы и споры. А фильм получил награду как лучший фильм и обрел кинематографическое бессмертие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тут как тут
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: