Александра Тихонова — 67 фото

«Не думай о секундах свысока»

Лейтенанты и матросы, капитаны и майоры, полковник и генерал… Персонажи в погонах актеру доставались неслучайно. С развлечениями в его детстве было туговато. Кино было чуть ли не единственной радостью. Когда в родной Павловский Посад привозили новую ленту, ребята тут же выведывали: «Про войну или про любовь?» Смотреть про чувства мальчишки не хотели. Другое дело — про настоящих героев. Кто-то мечтал стать как они. А Славе, втайне мечтавшем об актерской стезе, особенно нравились Чапаев-Бабочкин и Александр Невский-Черкасов. Родители же видели его инженером или агрономом. Так что подростком он освоил профессию токаря по металлу, во время войны трудился на заводе. Потом поступил в Автомеханический институт… И вдруг в один день рванул на «Мосфильм». Ходил там у проходной, разглядывал все. Пока кто-то не подсказал, что, прежде чем сниматься, надо выучиться. ВГИК Тихонова, однако, не ждал

Если бы не легендарный актер Борис Бибиков, обративший внимание на расстроенного парня, может, и не решился бы Слава во второй раз штурмовать институт

Ему говорили: «Вы не киногеничны», «Нам нужно лицо попроще». Не будь Ростоцкий упертым, не случилось бы того «Пенькова», которое любят многие поколения зрителей. Его ведь убеждали, что деревенских трактористов с внешностью Тихонова не бывает. «Ну, я его отправил просто в вагончик трактористом на месяц, он там закурил, за что мне всю жизнь не благодарен, запил… и стал вообще трактористом», — вспоминал потом Ростоцкий.

Бондарчук, напротив, был убежден, что Болконский — это совсем не Тихонов. Он рассчитывал на Иннокентия Смоктуновского или Олега Стриженова. Но оба отказались. Пришлось Бондарчуку снимать в роли князя актера с большими рабочими руками, да еще с наколкой «Слава» на кисти.

Сегодня сложно представить кого-то иного в роли Болконского. Но после выхода фильма критики не были благосклонны к Тихонову. Он и сам остался недоволен своим князем. Даже думал распрощаться с актерством. Однако друг Ростоцкий снова спас ситуацию. Ему удалось убедить Вячеслава, что школьного историка может сыграть только он, а если откажется, сам режиссер оставит карьеру и будет выращивать картошку…

Всю жизнь Вячеслав Тихонов тщательно выбирал роли и не боялся отказывать режиссерам. Бегать в течение года из картины в картину, как это принято у современных артистов, было не в его правилах. Снимаясь в «Войне и мире» и «17 мгновениях весны», он манкировал другими предложениями. Ему нужно было сосредоточиться на роли и вжиться в героя, изучив не только первоисточник, но и литературную критику, мемуары. А это требовало времени, умственных усилий, нервного напряжения. В советское время ведь многие режиссеры репетировали прежде, чем снимать. И делали порой десятки дублей. Приходилось думать об экономии пленки, но качество было важнее. Лиознова, Бондарчук, Ростоцкий отвечали за результат головой и карьерой.

Так же относился к работе Вячеслав Тихонов. Вечно сомневающийся, необыкновенно скромный. Скорее закрытый, чем общительный, в конце жизни он, беззаветно любимый зрителями, переживал, что так и не раскрылся в кино в полной мере…

«Мгновенья раздают кому — позор, Кому бесславье, а кому бессмертие»

В личной жизни он, кажется, напротив, ощущал себя недолюбленным. Хотя уж кого-кого, а Тихонова женщины всего Союза обожали. Многие считали его идеальным претендентом на роль мужа, забрасывали письмами. Но ему с лихвой хватило первой школьной любви, двух официальных браков. А сколько было романов, теперь не вспомнит никто. Как говорит его человек с нимбом: «Ты дурак, Андерсен, что прошел мимо такого чуда, как любовь женщины. Тут я тебя как мужчина не одобряю…»

Интеллигентный до мозга костей, с аристократической внешностью (хоть и из простой семьи), актер старался ничего не рассказывать о личной жизни, тем более — о трагическом раннем уходе сына Владимира. И если в советские годы семейные перипетии удавалось сохранять в тайне, то с наступлением века интернета скрыть что-то стало почти невозможно. Однако многое из того, что известно о приватной стороне жизни актера, рассказано в основном коллегами, журналистами. Подчас — теми, кто плохо его знал.

Статья по теме

Волна и камень. Как Нонна Мордюкова искала и не нашла своего «орла»

О браках Тихонова написано немало. Первая его жена Нонна Мордюкова и сама издала книжку мемуаров, где, не стесняясь, «отхлестала» бывшего мужа — «сухаря». Вторая — переводчица Тамара — прожила с актером 42 года. Но в последнее время народ судачил и о разводе супругов — мол, он на любимой Николиной горе, она — на Кропоткинской в Москве.

После смерти актера родственники (жена тогда дала, кажется, первое интервью в жизни) оправдывались: Тамара Ивановна из-за перелома шейки бедра с трудом ходила и не хотела, чтобы ее видели в таком состоянии. К тому же должна была наблюдаться у врачей.

Путь от колхозника до Бога. Почему в Тихонова влюбились все женщины СССР
Подробнее

Может, так и было. Только почему же доктор, наблюдавший и лечивший самого Вячеслава Васильевича, констатировал после его смерти: во многом виновато одиночество и ненадлежащий уход. Невыносимо же было смотреть на великого актера, который на закате жизни взирал на мир глазами, полными слез. Дыма-то без огня не бывает. Да и прозвище «великий отшельник», данное Тихонову журналистами, вряд ли было случайным. Поневоле поверишь, что отдушиной для народного артиста стали в последние годы телефонные разговоры со школьной подругой Юлей и вечной радисткой Кэт Екатериной Градовой.

Говорят, отношения с Юлей молодой актер поддерживал, даже когда Нонна ждала ребенка, метался, переживал. А спустя много лет разыскал ее. И оба поняли, что всю жизнь любили друг друга…

Симпатию к Екатерине Градовой «Штирлиц» испытал на съемках легендарной эпопеи. Хотя был женат уже вторым браком. А на нее тогда запал коллега по Театру Сатиры Андрей Миронов. Когда он появился на площадке «17 мгновений весны», все просто рухнули — Миронов считался одним из самых завидных женихов Москвы.

Режиссер, конечно, заметила блеск молнии между Катей и Тихоновым. Но для картины эти флюиды были только во благо («Красавицы его преследовали, и не всегда он мог устоять», — скажет позже Лиознова). Даже на черно-белом экране видно, как неровно дышит Штирлиц по отношению к Кэт. «Понимаешь, малыш…» — говорил он ей нежно (и в этом «малыше» было все!). А потом она плакала у него на плече, когда он вез ее в машине (привет от Дорониной и Ефремова!)…

Статья по теме

Секретный Юлиан Семёнов. Что скрывал «отец» Штирлица?

Тогда им пришлось расстаться. Общение по душам возобновилось лишь на закате жизни Тихонова, когда он мог подолгу беседовать с Катенькой по телефону. Вспоминать, грустить, переживать, радоваться. С ней ему было тепло, уютно. Даже на расстоянии…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тут как тут
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: